- Буддийский праздник Зула хурал
Буддийский праздник Зула хурал
Один из главных религиозных буддийских праздников Зула хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул - светильник, лампада, хурал - богослужение) проводится на 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю.
Проходит в течение трех дней, в 2014 году - 15, 16, 17 декабря.
В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелуг реформатора и философа Чже Цонкапы (др. транскрипции - Цзонкапа, Цзонхава, 1357-1419).
Школа Гелуг (Гелугпа), к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.
Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения - "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) - охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелуг:
- реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии - будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы);
- возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;
- учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы);
- строительство монастыря Галдан, или "земли Тушита", где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.
Созданная Цонкапой школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. - "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.
С середины XVII века школа Гелуг (тиб. - "школа добродетели") утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.
Главный ритуал, связанный с праздником Зула Хурал - это церемония подношения цог, которая означает подношение символического нектара. Тот, кто делает подношение, ничего не должен жалеть - ни еды, ни питья, ни денег, ни счастья, ни собственного тела. Буддисты верят, что подношения буддам и бодхисатвам помогают избавиться от омрачений, держащих людей в сансаре - от гнева, неведения и привязанности.
Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.
В этот день принято зажигать тысячу лампад (зула), которые освещают Путь буддиста, ведущей в Нирвану. Поэтому в каждой семье делаются лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относит их в храм, где ставит на жертвенный столик.
С наступлением темноты духовенство в сопровождении народа, все с обнаженными головами, обходят вокруг храм, неся впереди изображение Цонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами. Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. При приближении процессии к жертвенному столику на нем тоже зажигаются фитили лампадок. Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким будет для молящегося наступающий год. Лампадки из теста после догорания съедаются.
Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей - соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок - их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка - обычной формы, фитиль в ней состоит из 9 травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии - для хозяйки дома). Число 9 - символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.
В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.
В честь праздника в Иволгинском дацане - духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ, для верующих открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова.
Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.
Монахи в петербургском буддийском храме зажигают свечи в день Праздника тысячи свечей (Зула-хурал)
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.